Григорий Кислин (kislin) wrote,
Григорий Кислин
kislin

О высшем образовании. Немного мыслей

Нижеследующие мысли вполне дилетантские и не претендуют на "истинность в последней инстанции". Скорее представляют собой повод к размышлению и дискуссии.

1.В чем вообще цель высшего образования? Ответы на этот вопрос могут быть весьма разными. Размышляя над этим, можно обратить внимание на то, что потребности индивида здесь пересекаются с потребностями общества. Отдельный человек стремится получить определенный комплекс знаний и навыков, связанных с его интересами (теоретически). В то же время общество для повышения эффективности своего существования осознает необходимость создавать условия для удовлетворения амбиций людей, стремящихся получить большие знания. Те административные стратегии, которые не рассматривают науку (и образование, как необходимый компонент науки как социального феномена) в качестве одного из приоритетов в мине последних примерно 200 лет обречены на быструю деградацию.

Так, советская руководители, изначально весьма враждебные ученым, довольно скоро сообразили, что продолжение подобной политики вскоре отбросит СССР еще дальше по сравнению с другими державами от того места, в котором он (во многом по их вине) находился. Осознание политическими элитами критической важности науки для выживания конкурирующих стран и режимов приводит к повышению социального статуса ученого, резкому возрастанию престижа науки, но также и высшего образования. Довольно быстро высшее образование превращается в самостоятельную ценность, являющуюся признаком принадлежности к среднему классу. Оно становится необходимым условием карьеры уже само по себе. При этом - важный момент - эта карьера не обязательно связана с научной деятельностью и смежными занятиями (такими как преподавание).

При этом в советской системе высшего образования изначально имеется определенный изъян, а именно - ее негибкость (что, впрочем, характерно для довольно большого числа советских явлений). Стране оказывается просто не нужно такое число ученых. В результате наблюдается явление, знакомое экономистам под названием "затоваривание" - когда предприятие производит большее число продукции, чем может реализовать, в результате чего она оседает на складе, а выручка падает. Правда, в СССР это явление существовало в скрытой форме: выпускники ВУЗов оседали в НИИ и других учреждениях такого плана, при этом далеко не все из них работали с пользой, с какой-то отдачей, да и просто с удовольствием.

Произошедшее в стране в 1990-е вскрыло проблему: огромному числу людей, получивших в свое время образование пришлось переучиваться, чтобы найти себя. Многие поступающие в ВУЗы стали при выборе специальностей сообразовываться с перспективами последующего поиска работы. Но при этом ВУЗы, обескровленные из-за резкого падения престижности преподавания, отъезда многих ученых, отсутствия притока молодых кадров, вообще идеологической дезориентации, не имели возможность удовлетворить изменившиеся потребности подрастающего поколения.

Этим не исчерпывается специфичность сегодняшней ситуации с высшим образованием в России. Всем известно, что для мужской части молодежи поступление в (некоторые) ВУЗы обеспечивает легальную отсрочку от службы в армии. Хотя расхождение потребностей будущих работодателей в квалификации их будущих сотрудников с тем комплексом знаний, которые даются в ВУЗах, по-прежнему весьма велико (причем, нельзя даже сказать, уменьшается этот разрыв или увеличивается), диплом о наличии высшего образования по прежнему является conditio sine quo non приема на работу в большое число организаций.

Здесь я возвращаюсь к исходной проблеме. Высшее образование в наши дни уже не может оставаться "хобби за государственные деньги", это важнейший выбор в профессиональной жизни человека. Выбор, осложненный тем беспорядком, который царит в образовательной сфере. В то же время общественный интерес отнюдь не предполагает разбазаривания ресурсов для получения на выходе человека с дипломом (отнюдь не специалиста), трудящегося не по специальности. Таким образом изменение в потребностях индивида и социума диктуют необходимость реформирования системы высшего образования.

2. Как было сказано, высшее образование, оставшееся по преимуществу советским, в весьма слабой степени способно удовлетворить потребность работодателя, заинтересованного в квалифицированных кадрах. Над советским образованием довлеет традиция, а также министерство образования, разрабатывающее нормативы без учета того, что же действительно нужно студентам и бизнесу, который и является основным работодателем будущих выпускников. В данном случае рынок, который вроде бы должен обеспечивать обратную связь между спросом (на квалифицированные кадры со стороны бизнеса) и предложением (этих кадров со стороны ВУЗов), не работает. Такой суррогат как частные ВУЗы точно так же далеко не отвечает современным требованиям и превращается в кормушки, служащие все тому же - отсрочкам от армии и получению "корешка" о наличии высшего образования.

Любая реформа, вообще говоря, должна отталкиваться от того, в чем ее авторы видят проблему и к чему они хотят придти. По-моему, главная проблема современного российского высшего образования в том, что доля людей, которые выходят из стен ВУЗов и устраиваются на работу, где им приходится буквально всему учиться с нуля, чрезмерно велика. Для камуфлирования данной ситуации активно прокламируется идея того, что высшее образование служит "общему повышению знаний, кругозора". Но в условиях постоянно растущих требований к профессионализму работников во всех сферах "общий кругозор" перестает служить критерием чего-либо.

Субъектом реформирования может выступать только государство. Первое, что оно должно сделать, это перестать обманывать себя, стараясь "охватить всё". Нужно отдать себе отчет в том, что современный выпускник ВУЗа может принципиально по-разному видеть свое будущее. Высшее образование перестало быть столбовой дорогой исключительно в направлении высокой науки. Помимо профессионального ученого дипломы сейчас получают профессиональные менеджеры (в самом широком смысле этого слова). Настало время это понять и сосредоточить усилия на подготовке только первой группы специалистов, т.е. ученых. Из этого следует, прежде всего, отказ от любых попыток внедрения в ВУЗы преподавания тех специальностей, спрос на которые предъявляет бизнес. Так, введение всевозможных "факультетов менеджмента" и т.п. должно быть прекращено, а все соответствующие структуры - расформированы. Государство, в сущности, должно понять, сколько и каких ученых ему нужно. Совершенно очевидно, что их необходимо гораздо меньше, чем в настоящее время выпускается из государственных ВУЗов (особенно по гуманитарным специальностям). Соответственно, нужно сокращать число ВУЗов, а также количество мест на них. Кроме того, нужно обеспечить последующую трудовую деятельность выпускников этих ВУЗов в рамках их специальностей и именно на этой - научной - стезе. Для этого нужно уже при поступлении заключать с новоявленными студентами трудовой договор сроком на несколько десятков лет, в котором будет четко зафиксирована их будущая работа на государство в рамках той или иной дисциплины.

Кроме того, нужно повысить статус науки и высшего образования. Для этого нужно повысить оклады преподавателям (за счет сокращений - как ВУЗов, так и кадров), а также предоставить учащимся определенные льготы, в том числе, и освобождение от военной службы. Поскольку они станут учеными и так или иначе будут служить стране, нет никакой необходимости заставлять их служить в армии.

Но это лишь одна сторона проблемы. Другая сторона заключается в подготовке "профессиональных менеджеров". Может показаться странным, но это факт: хотя ежегодно в стране выпускаются тысячи "менеджеров" и других обладателей дипломных корочек с аналогичными модными специальностями, кадровый город сейчас колоссальный. Не хватает всех: финансовых менеджеров, специалистов по кадрам, специалистов по логистике, специалистов по управлению производством, по учету и отчетности, по налоговому планированию, по бюджетированию, менеджеров по продажам, по взаимодействию с клиентами и т.д., и т.п. Подготовку этих специалистов должен полностью взять на себя бизнес через систему бизнес-школ, абсолютно выведенных из-под юрисдикции Минобразования и других государственных структур. Именно посредством новых учреждений сам бизнес сможет удовлетворить свои кадровые потребности, подобрать подходящих преподавателей, сформировать набор требований к студентам.

Таким образом, на выходе будут две параллельно существующих структуры высшего образования - государственно-научная и частно-менеджеристская. Первая будет иметь преимущества, связанные с престижностью и льготами, тогда как вторая будет в перспективе более материально обеспеченной. Представляется, что это позволит постепенно поднять уровень каждой из них, что отвечает самым насущным потребностям страны.
Subscribe

  • Нормализация ненормального

    Недавно в США произошла история, которая произвела довольно сильное впечатление – настолько, что захотелось об этом написать. Значится, жила-была в…

  • Судьба [секционного] активиста

    Любая эпоха – это люди, это их судьбы. Иногда хочется пофантазировать о том, как могла бы выглядеть книга, в которой та или иная эпоха подавалась бы…

  • "Источник всех бед"

    Как вы думаете, а кто же это был изобретателем "многого из того, что можно видеть в сегодняшней ксенофобской и националистической России Владимира…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

  • Нормализация ненормального

    Недавно в США произошла история, которая произвела довольно сильное впечатление – настолько, что захотелось об этом написать. Значится, жила-была в…

  • Судьба [секционного] активиста

    Любая эпоха – это люди, это их судьбы. Иногда хочется пофантазировать о том, как могла бы выглядеть книга, в которой та или иная эпоха подавалась бы…

  • "Источник всех бед"

    Как вы думаете, а кто же это был изобретателем "многого из того, что можно видеть в сегодняшней ксенофобской и националистической России Владимира…